Хорошо, что есть такие люди как Халев, из колена Иудина. Он из тех людей, которому можно подражать так, как он подражал Христу.
Исследуя жизнь мужа Божия, Халева, мы лишь отчасти, касательно, можем прикоснуться к многогранной истории его жизни.
Бывает трудно понять человека, который сидит рядом с тобой на одной лавке. Порой тяжело вникнуть в жизнь, во внутренний мир людей, которых знаешь уже многие годы. Проходит время и начинаешь понимать, что ты их почти не знал, или знал, но очень мало.
А здесь мы пробуем исследовать жизнь человека, который жил тысячи лет до нас вами.
Всю глубину и высоту души Халева, весь спектр его характера, мы узнаем только в вечности, лично общаясь с ним.
Однако Библия оставила нам ровно столько информации о Халеве, сколько этого нам нужно, чтобы быть наученными вере и наставленными в праведности.
«И все сии, свидетельствованные в вере…» — являются для нас букварем жизни с Богом, они есть «облако свидетелей» помогающее пройти предлежащее нам поприще, «чтобы не изнемочь и не ослабеть душами нашими». (Евр.11:39. 12:1,3)
Итак, что Писание говорит о Халеве.
— Халев был из колена Иудина. «Из колена Иудина Халев…» (Чис.13:7)
— Халев был главным в своем колене. «По одному человеку от колена… главных из них» (Чис.13:3)
— Правнук Халева, Веселил, был главным ювелиром при изготовлении скинии. «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина. и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх.31:2,3 )
Стоить отметить, что и Иисус Христос произошел также из колена Иудина, как и Халев.
Изучая жизнь Халева, невозможно ее рассматривать вне той среды и исторических событий, в которых он находился. Однако, проводя урок важно не уйти в исследование второстепенных обстоятельств книги Чисел, потеряв при этом самого Халева. Проводя урок, держитесь личности Халева, во-первых, а все остальное пусть способствует раскрытию его личности и идет как бы фоном.
Итак, почему мы вообще узнали о такой личности, как Халев? Почему его имя вошло в историю, и является предметом изучения миллионов христиан?
Каждый человек самостоятельно, по крупицам, как мозаику, собирает портрет своей жизни.
И то, что мы знаем о Халеве, является результатом ежедневных, из года в год формирующих его как личность обстоятельств, в которых он делал правильный выбор в пользу Бога, что в конечном итоге и изваяло его как личность соизмеримую масштабом с Моисеем, Аароном, Навиным.
И даже, в определенные моменты Библейской истории Халев стоит выше, чем Иисус Навин. И сам Бог его хвалит более чем кого бы то ни было. И то, что о нем говорил Бог, Он больше не говорил ни об одном человеке его эпохи.
Халев выходит на арену истории благодаря тому, что был сформирован отряд для осматривания земли обетованной. В группу этих людей вошел и Халев, как главный в своем колене.
Сорок дней он вместе с Иисусом Навиным и другими десятью осматривали землю Ханаанскую. По возвращении, все двенадцать сообщили собравшимся, «что в ней подлинно течет молоко и мед».
Однако десять человек начали страшить слушающих рассказами о великанах и других обстоятельствах, которые, как им видится, делают невозможным завоевание той земли.
Халев начинает утешать народ и ободряет их. Другие десять противоречат ему. Народ решает возвратиться в Египет с другими начальниками. Моисей и Аарон падают на лица, Халев и Иисус Навин раздирают свои одежды. Иисус Навин и Халев вновь пытаются ободрить и успокоить народ, но это приводит к намерению убить их. И тут в разговор вступает Бог.
И вот, в контексте этих обстоятельств мы и попытаемся увидеть Халева, человека Божия.
Теперь по порядку, факты и комментарии.
1.) Халев говорит первым. Навин только потом вступает в разговор
2.) Метод отстаивания Халевом своего мнения.
3.) Как смотрит на Халева Бог?
4.) Халев как прообраз 144000
1.) После того, как остальные десять человек «Распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми» именно Халев, первым высказался в защиту дальнейшего следования в землю обетованную и пытался ликвидировать сомнения, посеянные предыдущими рассказчиками. Халев говорит один, не боится превосходящие словесные силы оппонентов. Халев не ждет, что ему будут помогать словами или поддерживать. Независимо от того кто, что думает и есть или нет у него союзников, он всеравно высказывает свое видение вопроса и не робеет перед огромным количеством не верящих ему людей.
— «Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас». (Чис.13:31-33)
Итак, мы видим, что именно Халев первым выступает с инициативой защитить Божье обетование. Иисус Навин лишь впоследствии вступает в разговор. Только после того, как народ собирается вернуться в Египет, а Моисей и Аарон подают ниц, и Халев с Иисусом Навиным раздирают одежды, т.е. тогда, когда ситуация достигла критической точки, только тут он словесно вступает в защиту осмотренной земли.
И уже совместно они говорят: «И сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Чис.14:7-9)
2.) Свое мнение есть у всех. Даже отсутствие своего мнения это тоже мнение.
И жизнь всех нас складывается таким образом, что наступает момент, когда с нашим мнением, разумеется единственно правильным, вдруг кто-то начинает быть не согласным. Или мы сами можем быть не согласными с чьими-то взглядами, разумеется не правильными, на те или иные вопросы.
Наверное нет человека на земле, кто бы хоть когда-то не отстаивал свое мнение.
Как же правильно отстаивать свои взгляды? Как наилучшим образом отстоять свое мнение? Как доказать другим, что ты прав?
И здесь нам на помощь приходит Халев. Именно Халев и его метод преподнесения своего мнения, являются для нас наилучшим наглядным пособием по отстаиванию своего мнения.
Случается так, что люди борются не с мнением оппонента, а с самим оппонентом. Т.е. ведется борьба не с идеей, а с носителем идеи. Обычно, когда мнение собеседника одолеть не выходит, начинается этап очернения оппонента, оскорбления, поиск компромата, высмеивание, унижения.
Такое мы видим с вами при любой избирательной компании во всех государствах, будь то выборы мэра или президента страны.
Подобными мерами не брезгуют пользоваться и так называемые «христиане». Они очень любят отпускать в адрес собеседников, имеющих другое мнение или взгляды, унизительные эпитеты, ложные «факты», оскорбления. В лексиконе некоторых «защитников» Божьей истины, прочно укоренены такие словечки, как – «мерзавец, негодяй, подлец, дурак, тупой, проститут» и др.
И здесь мы видим образ Халева, человека, который не использует грязные методы по отстаиванию своего мнения. Халев ни разу не сказал ничего плохого в адрес тех десяти человек, которым он противостоял.
Халев не сказал ничего острого и в адрес народа.
Посмотрим, как отстаивали свое мнение противники Халева.
— Распускают худую молву.
— Преувеличивают факты.
— Сеют ропот.
— Задумывают разделение. Хотят отделиться от Моисея и Аарона.
— При недостатке слов применяют силовые методы.
Теперь посмотрим, как отстаивает свое мнение Халев.
Посмотрите на одну очень важную деталь. Халев вообще НИКАК не борется с противоположным мнением десяти оппонентов. Их мнение он не произносит ни разу. Он высказывает только то, как должно быть ПРАВИЛЬНО.
Он не говорит о том, как не надо – он говорит о том, как надо.
А когда всем понятно, как нужно, то разумеется и так станет понятно, как не нужно.
Это универсальный, идеальный метод отстаивания своего мнения – говорить, как должно быть правильно.
А тех, кто говорит неверно, и их мнение, даже и не вспоминать. Именно так и поступает Халев.
Речь Халева:
«Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее». «Сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Чис.13:31.14:7-9)
Очень интересное выражение о том, что пытался сделать Халев – «Халев успокаивал народ».
Он как бы хочет, чтобы они пребыли в покое. Халев пытается ввести их в покой Божий. В этом покое нет места неверию, сомнениям, ропоту, страху. Этот покой есть само пребывание в Боге.
Как и написано в послании к Евреям – «Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне… посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». (Евр.3:8-11) «А входим в покой мы уверовавшие…» (Евр.4:3) «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр.4:10,11)
Далее. Халев говорит только хорошее в своем мнении. Он хорошо отзывается о Земле и самое главное, Халев хорошо говорит о Боге, превознося Его и делая Господа залогом успеха по овладению землей обетованной. Слово «Господь» Халев употребляет трижды, тем самым указывая народу на Того, Кто есть их крепость, сила и спасение. В речи Халева все вращается вокруг Бога. Он старается мысли народа сосредоточить на Господе, он возвеличивает Его милость и силу.
Проблема народа и остальных десяти, что они видят себя, свою слабость и могущественную землю с исполинами. И больше ничего.
Халев же видит тоже самое, но между собой и землей, пожирающей живущих на ней, он еще видит и Господа, Который милостив к народу и Который есть Самый главный Воин народа Израилева.
В этом сила Халева – он видит Бога.
Поэтому, если вы хотите отстоять свое мнение, поступайте как Халев – говорите только то, что есть истинно и сосредотачивайте мысли людей на Боге и Его характере.
О неправильном мнении сильно не переживайте, как и о тех, кто его разносит – Бог знает, что с этим всем делать – «сии, распустившие худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом» (Чис.14:37)
3.) Как смотрит на Халева Бог и что о нем говорит Писание.
Написано:
«Никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим; только Халев, сын Иефонниин, увидит ее; ему дам Я землю, по которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу» (Втор.1:35,36)
«Только Халев» — этой фразой все сказано. «Только» — говорит, что никто другой, как только Халев.
Еще сказано — «он повиновался Господу».
В тот ли самый день Халев стал Халевом? Мы видим, что Давид не в одну секунду стал тем Давидом, который поразил Голиафа и пошел сразиться за имя Господа Саваофа. К этой победе он шел долгими днями и бессонными начами, пася стадо своего отца. Гоняясь за медведем и поражая льва, укравшего ягненка, Давид постепенно сформировывался в тот образ личности, который всем предстал на поле сражения с филистимлянами.
Так было и с Халевом. Ежедневно, из года в год, привыкая следовать за Господом, в рядовых обстоятельствах жизни, выбирая Бога и его путь каждое утро, он вырос в Халева, который смог не только сделать свой выбор в пользу Бога, но и призвать к этому миллионы израильтян у земли Ханаанской.
Халев о себе говорит так, цитируя слова Моисея и Бога:
«Братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; и клялся Моисей в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему» (Иис.Нав.14:8,9)
«Раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» (Чис.14:24)
Невероятные по своей силе слова – «В точности последовал Господу Богу».
Заметьте, не «приблизительно», не «почти», а «в точности».
Из всех участников этой истории противостояния веровавших в возможность завладения землей и неверовавших, именно на Халеве Бог делает акцент и ставит его в пример. Ибо он «в точности последовал Господу». И даже больше, написано – «совершенно повиновался Мне».
В Халеве «иной дух», к и в Данииле. Бог называет Халева «Раб Мой». Халев тот, которому клялся Сам Бог.
4.) Халев как прообраз 144000
Если мы посмотрим на Халева, обстоятельства его жизни, его характеристику и сравним с людьми, описанными в начале четырнадцатой главы книги Откровение, то мы можем увидеть общие черты между ними.
— Халев живет в канун входа в землю Ханаанскую
— 144000 живут перед переселением в Небесный Ханаан.
— Халев сражается с Божьими противниками
— 144000 побеждают зверя и образ его.
— Халев в точности следует Господу
— 14000 «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел»
— В Халеве иной дух. Дух Божий.
— У 14400 имя Отца написано на челах.
Время перед Вторым Пришествием – время Халевов. Время людей, которые других стараются ввести в покой Божий, которые возвеличивают Господа и привлекают к Нему людей, которые не судят, но предают весь суд в руки Божии, которые в точности следуют Господу и совершенно повинуются Ему, это время людей, в которых иной дух. Это время людей о котором клялся стоящий над водами реки.
Это время 144000 тысяч.
Источник: http://www.adventus.info/408-halev.html