Художник Пьеро Мандзони своей «работой» показал всю недалекую сущность современного искусства, предназначение которого – удивлять, шокировать, и не более того. Вне всякого сомнения, Пьеро имел право на такие действия, поскольку его творчество еще при жизни автора стало классикой мирового искусства, а биография достойна того, чтобы по ней писать сочинение на тему судьба человека. Конечно, есть и достойные представители сегодняшней эпохи, которые вкладывают в созидание не бредовые идеи, а умение, мастерство, философию и прочие составляющие высокого искусства. Тем не менее, с «дерьмом» получилась интересная история.
О своей идее Пьеро говорил так:
«Если коллекционеры хотят получить что-то, во что художник действительно вложил всего себя, то пускай они получают говно – оно на 100% его, личное«.
Что, собственно, он и сделал – закатал в консервные банки свои фекалии, написал на этикетках четырьмя языками «Merda d’Artista» (итал. «Дерьмо художника») и продал… по цене золота. Каждая баночка вмещала 30 грамм драгоценного материала и стоила недешево – в 2000 году галерея «Тейт» приобрела баночку №4 (всего их было 90 штук) за 22 300 фунтов, а в 2007 аукцион «Сотбис» пустил с молотка еще одно произведение за 124 000 евро. Растет в цене дерьмо, дорожает современное искусство.
Однако в том же 2007 один из соратников Мандзони — Агостино Боналуми рассказал, что Пьеро наложил в банки вовсе не «продукцию» пищеварительного тракта, а обычный гипс. В ответ представитель галереи «Тейт» выразил мнение, что ему все равно, что там внутри, главное — художник сумел удивить, заинтриговать, заставить зрителя гадать и сомневаться, а вместе с тем раскупить все 90 банок «неизвестно-чего-под-провокационной-этикеткой».
Можно считать, что под видом создания провокационных баночек художник проводил пиар, который получился грандиозно удачным, особенно в коммерческом плане. Сочетание (мнимое или реальное) двух противоположных по значимости материалов дало взрывной эффект на рынке предметов искусства. И сейчас, по прошествии десятков лет, «Merda d’Artista» ценится в несколько раз выше, чем золото. Такова стоимость хорошей идеи, хотя результат, как видим, получился не совсем таким, каким его видел Пьеро.
Тогда, в далеком 1961, когда «кое-что» расфасовывалось по консервам, Мандзони выразил надежду, что банки взорвутся прямо в витринах коллекционеров, распространяя неприятные ароматы по всему помещению. Говорят, так оно и случилось — по крайней мере с половины экземпляров слетели крышки, но владельцы тщательно скрывают, что открылось их глазам. Словом, содержание банок на сегодня остается загадкой, разгадать которую можно, вскрыв хотя бы одну, чего никто не сделает, поскольку срывать занавес таинственности коммерчески невыгодно.
«Вещи ценны, только когда мы их ценим, вещи пугающи, только когда мы их боимся.»
Источник: http://www.terra-z.ru/archives/10408